Глава 6 Медиатека нового поколения

Казалось бы: «Какое тут отношение к тематике школьного радиоузла?» Тем не менее...

Школьная медиатека: программное обеспечение и регламент работы с ПО

Программное оснащение школьной медиатеки должно формироваться по трем основным направлениям:

  • образовательные электронные ресурсы (ОЭР), сейчас все чаще — цифровые образовательные ресурсы (ЦОР);
  • банк электронных ресурсов образовательного назначения;
  • интернет-ресурсы.

Помимо указанных направлений для работы медиатеки необходимо системное и прикладное ПО, обеспечивающее: функционирование аппаратных средств медиатеки, обработку и редактирование текста и изображений, организацию учёта и каталогизацию информационных ресурсов. Важной задачей является выбор приемлемой программы учёта медиатеки. Сегодня на рынке присутствует достаточное количество программных средств, решающих эту задачу (посмотреть можно тут: http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=15&showentry=103).

Очень много зависит от того, какая автоматизированная информационная система управления используется в образовательном учреждении.

Образовательные электронные ресурсы медиатеки

Можно выделить следующие группы ресурсов:

  1. Обучающие программы, тренажеры.
  2. Элементные базы. В рамках функционирования школьной медиатеки мы рекомендуем вести предметные элементные базы (ПЭБ). Основой для построения ПЭБ должен являться стандарт среднего (полного) общего образования. Под предметной элементной базой следует понимать набор разрозненных учебных, методических, иллюстративных материалов, представленных в электронном виде и сгруппированных по темам. Технически ПЭБ может быть реализована в виде централизованной базы данных, объектами которой являются упомянутые выше материалы, подробно аннотированные их создателями в соответствии с регламентом, принятом в учреждении. Конечно, предметная элементная база формируется в учреждении постепенно, по мере осуществления учителями продуктивной методической деятельности в сфере применения ИКТ в образовательном процессе. Важно, чтобы материалы, найденные или созданные учителем в ходе подготовки к тому или иному уроку, были приведены к общему, принятому в школе стандарту, сохранены для дальнейшего использования. Элементная база включает в себя: текст, гипертекст, рисунки, встраиваемые объекты. Необходимо провести унификацию форматов, т.е. все однородные элементы — будь то текст или картинки — необходимо привести к какому-либо одному формату. Например, все картинки должны быть представлены в формате GIF, а все тексты выполнены в кодировке Windows-1251.
  3. Справочники, энциклопедии.
  4. Интернет-ресурсы.
  5. Аудио-ресурсы.

Комплектование медиатеки ресурсами может происходить тремя основными способами:

  • Приобретение готовых мультимедийных ресурсов. При приобретении готовых ОЭР разумно отдавать предпочтение сетевым версиям ОЭР. Следует также обращать внимание на то, открыта или нет элементная база данного ресурса, могут ли быть использованы картинки, тексты, модели и т. п. вне самого продукта.
  • Поиск и дальнейшее использование ресурсов глобальных телекоммуникационных сетей. Интернет содержит большое количество информационных ресурсов разнообразной тематики. Чаще всего они разнятся между собой по форме представления информации. Это сайты или страницы сайтов, предоставляющие информацию по какой-либо теме. Например, на сайте Лаборатории "Информационной поддержки космического мониторинга" (http://smis.iki.rssi.ru/) представлены снимки из космоса, карты изображения облачности и др., сайты или страницы сайтов, изначально предназначенные для обучения, например, самарский учебник органической химии (http://www.chemistry.ssu.samara.ru/index.html), сайты дистанционного образования (сайт "Виртуальная школа" компании "Кирилл и Мефодий"). Также полезны предметные каталоги (каталог Ярославского образовательного портала http://www.edu.yar.ru/russian/resurs.html, каталог образовательных ресурсов http://www.allru.net/z09.htm).
  • Создание новых ресурсов силами педагогического коллектива и учащихся школы. Очень важно, чтобы с первых дней существования медиатеки процесс создания новых ресурсов органично вписывался в общую систему комплектования медиатеки. Для этого необходимо организовать тесное сотрудничество между медиатекой и методическими объединениями школы. В результате такого сотрудничества ежегодно должны формироваться:
    перечень тем образовательной программы по предметам, имеющих мультимедийную поддержку;
    план-задание на создание ОЭР или их фрагментов для поддержки тем образовательной программы по предмету.

аличие Перечня позволит учителям наиболее полно использовать имеющиеся ресурсы для проведения занятий. План-задание, в свою очередь, станет основой для формирования методических тем учителей и организацией самостоятельной работы учащихся по предмету. Так, например, традиционная работа по написанию рефератов может быть заменена на создание тематических гипертекстовых документов (сайтов) по предмету.

По мере того, как будет шириться работа по использованию и созданию ЦОР, их количество будет неуклонно расти. И в этой ситуации тематической классификации, описанной выше, окажется уже недостаточно. Предлагаем вашему вниманию классификацию электронных ресурсов по признаку их использования в образовательном процессе.

  1. Ресурс для самостоятельной работы школьников. Такого высокого звания могут быть удостоены немногие ресурсы. В качестве примера можно привести ОЭР "1С: Репетитор. Физика".
  2. Ресурс для подготовки учителя к уроку. В данной категории можно выделить еще две подкатегории: ресурсы для подбора наглядных материалов и методические ресурсы.
  3. Ресурс для самообразования учителя. К данной категории ресурсов следует отнести различные сайты дистанционного обучения, сайты научных институтов и обществ, сетевые ресурсы профессиональных сообществ, правовые базы данных.
  4. Ресурс для организации практической работы на уроке. Например, "Он-лайн лаборатория по физике" на портале "Открытый колледж" (http://www.college.ru/modules.php?name=Practical).
  5. Ресурс для организации внеурочной работы по предмету: сайты, на которых присутствуют различные интерактивные викторины, конкурсы, размещены материалы по организации забавных опытов и т. п., а также развивающие игры.

Аудио-ресурсы.

Вернёмся к тематике книги. Всё вышеизложенное можно применить и к аудио-ресурсам.

Аудиокниги1 — художественное или познавательное произведение, обычно начитанное человеком (например, профессиональным актёром) или их группой и записанное на любой звуковой носитель. Аудиокниги можно считать разновидностью радиоспектакля (радиопостановки).

Обычно аудиокниги производятся с целью дальнейшего коммерческого распространения, однако существуют и некоммерческие хранилища аудиокниг, например, архивы «Модели для сборки», «ЛиТерра» и проект по записи аудиокниг в общественном достоянии LibriVox.

Из-за удобства пользования аудиокнигами (особенно в транспорте) спрос на них ежегодно возрастает.

Человеческое зрение изначально не приспособлено для чтения букв с листа и восприятия покадровых фильмов,[источник не указан 434 дня] поэтому основным преимуществом аудиокниги является естественность восприятия информации, при условии воспроизведения через громкоговоритель. При воспроизведении через наушники естественность теряется, поскольку звук доставляется прямо в ухо. Кроме того, у громкоговорителя легко достичь нужного для комфортного восприятия тембра звучания.

В настоящее время для записи аудиокниг наиболее популярны форматы сжатия с потерей качества — Ogg Vorbis и MP3. При их использовании 200-страничная книга помещается на одном компакт-диске объемом 700 МБ. Если же использовать форматы CDDA или FLAC, то потребовалось бы от 3 до 10 дисков. Для создания аудиокниг возможно использование программ синтеза речи, однако широкого применения данный подход не получил по причине низкого качества получаемого материала (в первую очередь, монотонности записи).

Аудиостатьи

Озвученные статьи, например — википедии, можно слушать, одновременно уделяя время другой деятельности, например, занимаясь спортом или готовя пищу, в дороге или даже на сон грядущий… Статьи Русской Википедии о языках мира, озвученные в паре с иностранными дикторами, дают возможность услышать речь на чужом для слушателя языке (но родном для диктора). И, таким образом, можно непосредственно познакомиться с произношением изучаемого языка в контексте энциклопедических сведений, слушайте, например Корейское имя (часть 1).

Для пользователей других языковых разделов энциклопедииАудиостатьи делают доступным содержание Википедии для тех, кто понимает русский язык, но не может читать или предпочитает слушать. Статьи записываются человеком — носителем языка и могут использоваться иностранными читателями Википедии для углублённого изучения русского языка. Русскоязычные слушатели познакомятся с тем, как произносятся те или иные, специальные или трудные слова. По озвученным статьям можно узнать, как звучит русская речь, научиться некоторым отдельным фразам или даже овладеть свободной речью на русском языке.

Пользователи с ограниченными физическими возможностямиЛюди, имеющие проблемы со зрением, конечно, используют автоматические программы для чтения текста, но на нынешнем уровне технологий, они не могут соперничать с возможностями человека (см. мелодика речи, интонация). Это особенно слышно при озвучивании редких или специальных слов, например в узкоспециализированных статьях. Большую сложность для «программ-читалок» представляют формулы и специальные знаки, часто встречающиеся в статьях по физике, химии, математике, лингвистике и др.

Плюсы от работы, сопровождающей запись аудистатейПри подготовке аудиостатьи авторы часто находят несоответствия, многословие и сложно составленные фразы, которые пропустили другие редакторы, а также орфографические ошибки.

При подготовке голосовой версии статьи по узкоспециализированной теме автор старается привести её к традиционной, принятой в международном сообществе исторической терминологии, добавляя в статью пояснения о национально сложившихся традициях.

Редактор аудиостатьи в ходе работы приобретает практические навыки, улучшающие его профессиональный уровень как редактора энциклопедии и как профессионального диктора.

Проблемы. Сложно обновлять аудиостатьи.

Решение этой проблемы видится в том чтобы каждую записываемую статью разбивать на список постоянных разделов, при смене названия раздела или значительном количестве будущих правок он должен быть перезаписан. В таком случае начитка статьи может просходить по разделам и потребует меньше усилий. Однако это может привести к смене голоса диктора в процессе озвучивания одной и той же статьи. можно также переозвучивать статьи через определенные промежутки времени.

Запись статьи и ее редактирование часто совпадают во времени, и текст статьи может существенно поменяться в процессе записи.

Однако если разбивать на список постоянных разделов, перечитывать придется лишь значительно изменившиеся разделы.

Можно поставить на момент озвучки шаблон {{редактирую}}, дабы статью не редактировали во время озвучки

Возможно неправильное произношение участниками-дикторами, для которых русский не родной.

Решение видится в расширении существующего понятия патрулирования к аудиостатьям- каждый новый начитанный раздел должен быть (авто)пропатрулирован.

В статьях могут присутствовать неизвестные участникам сокращения, фразы на языках, фонетику которых дикторы недостаточно знают, а также — имена и названия, для которых неизвестно ударение.

Если статью разбивать на список постоянных разделов, то каждая аудиостатья или ее раздел должна быть пропатрулированна участником професионально разбирающемся в предмете статьи.

Технические проблемы. Создание аудиостатей должно быть просто технически реализовываемым и массово доступным добросовестным пользователям.


Локальные примечания:

Локальные примечания 1 (обратно к тексту) — История:
1931 — Конгресс США утверждает программу «Книги для слепых» — для поддержки слабовидящих.
1932 — американский Фонд слепых выпускает первые «говорящие книги», распространяет их бесплатно.
1952 — в США выходит первая коммерческая аудиокнига «Детское Рождество в Уэльсе», прочитанная автором Диланом Томасом. Запись продаётся на аудиокассете.
1961 — под эгидой Всесоюзного общества слепых начинается работа по созданию аудиокниг в СССР. В настоящий момент Общество располагает 9000 аудиокниг, доступных только его членам.
1975 — в автомобилях появляются магнитолы.
1979 — компания «Recorded Books» впервые привлекает к записи аудиокниг профессиональных актёров.
Середина 1980-х годов — западные издатели начинают покупать права не только на печатную публикацию, но и на аудиоверсию книги. Это становится повсеместной практикой: сегодня при многих крупных издательствах существует отдел аудиозаписи.
1987 — образована профессиональная Ассоциация аудиоиздателей (Audio Publishers Association).
2002 — аудиокниги всё чаще выходят одновременно с печатной версией.
2006 — оборот мирового рынка аудиокниг составляет 800—850 млн $ (по данным агентства «Piper Jaffray»).
Июль 2006 — оборот российского рынка аудиокниг оценивается в 7-8 млн $ (по данным издательства «Ардис»).


Реклама спонсоров: 

Реклама спонсоров Специальное Конструкторское Бюро РАСТР

Кликнешь на ссылку — поможешь проекту. А чего? Чай палец не отвалится-жешь, а глядишь — статьи будут чаще выходить. Спасибо!

Служебные

 
Рейтинг@Mail.ru   Радиоузлы  

Тираж 1997 экз. Ручная верстка. Отпечатано для интернет-эксплорера. Поддержка от «Сарафанного радио». 920 8948377 | редакция