Казалось бы: «Какое тут отношение к тематике школьного радиоузла?» Тем не менее...
Программное оснащение школьной медиатеки должно формироваться по трем основным направлениям:
Помимо указанных направлений для работы медиатеки необходимо системное и прикладное ПО, обеспечивающее: функционирование аппаратных средств медиатеки, обработку и редактирование текста и изображений, организацию учёта и каталогизацию информационных ресурсов. Важной задачей является выбор приемлемой программы учёта медиатеки. Сегодня на рынке присутствует достаточное количество программных средств, решающих эту задачу (посмотреть можно тут: http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=15&showentry=103).
Очень много зависит от того, какая автоматизированная информационная система управления используется в образовательном учреждении.
Можно выделить следующие группы ресурсов:
Комплектование медиатеки ресурсами может происходить тремя основными способами:
аличие Перечня позволит учителям наиболее полно использовать имеющиеся ресурсы для проведения занятий. План-задание, в свою очередь, станет основой для формирования методических тем учителей и организацией самостоятельной работы учащихся по предмету. Так, например, традиционная работа по написанию рефератов может быть заменена на создание тематических гипертекстовых документов (сайтов) по предмету.
По мере того, как будет шириться работа по использованию и созданию ЦОР, их количество будет неуклонно расти. И в этой ситуации тематической классификации, описанной выше, окажется уже недостаточно. Предлагаем вашему вниманию классификацию электронных ресурсов по признаку их использования в образовательном процессе.
Вернёмся к тематике книги. Всё вышеизложенное можно применить и к аудио-ресурсам.
Аудиокниги1 — художественное или познавательное произведение, обычно начитанное человеком (например, профессиональным актёром) или их группой и записанное на любой звуковой носитель. Аудиокниги можно считать разновидностью радиоспектакля (радиопостановки).
Обычно аудиокниги производятся с целью дальнейшего коммерческого распространения, однако существуют и некоммерческие хранилища аудиокниг, например, архивы «Модели для сборки», «ЛиТерра» и проект по записи аудиокниг в общественном достоянии LibriVox.
Из-за удобства пользования аудиокнигами (особенно в транспорте) спрос на них ежегодно возрастает.
Человеческое зрение изначально не приспособлено для чтения букв с листа и восприятия покадровых фильмов,[источник не указан 434 дня] поэтому основным преимуществом аудиокниги является естественность восприятия информации, при условии воспроизведения через громкоговоритель. При воспроизведении через наушники естественность теряется, поскольку звук доставляется прямо в ухо. Кроме того, у громкоговорителя легко достичь нужного для комфортного восприятия тембра звучания.
В настоящее время для записи аудиокниг наиболее популярны форматы сжатия с потерей качества — Ogg Vorbis и MP3. При их использовании 200-страничная книга помещается на одном компакт-диске объемом 700 МБ. Если же использовать форматы CDDA или FLAC, то потребовалось бы от 3 до 10 дисков. Для создания аудиокниг возможно использование программ синтеза речи, однако широкого применения данный подход не получил по причине низкого качества получаемого материала (в первую очередь, монотонности записи).
Озвученные статьи, например — википедии, можно слушать, одновременно уделяя время другой деятельности, например, занимаясь спортом или готовя пищу, в дороге или даже на сон грядущий… Статьи Русской Википедии о языках мира, озвученные в паре с иностранными дикторами, дают возможность услышать речь на чужом для слушателя языке (но родном для диктора). И, таким образом, можно непосредственно познакомиться с произношением изучаемого языка в контексте энциклопедических сведений, слушайте, например Корейское имя (часть 1).
Для пользователей других языковых разделов энциклопедииАудиостатьи делают доступным содержание Википедии для тех, кто понимает русский язык, но не может читать или предпочитает слушать. Статьи записываются человеком — носителем языка и могут использоваться иностранными читателями Википедии для углублённого изучения русского языка. Русскоязычные слушатели познакомятся с тем, как произносятся те или иные, специальные или трудные слова. По озвученным статьям можно узнать, как звучит русская речь, научиться некоторым отдельным фразам или даже овладеть свободной речью на русском языке.
Пользователи с ограниченными физическими возможностямиЛюди, имеющие проблемы со зрением, конечно, используют автоматические программы для чтения текста, но на нынешнем уровне технологий, они не могут соперничать с возможностями человека (см. мелодика речи, интонация). Это особенно слышно при озвучивании редких или специальных слов, например в узкоспециализированных статьях. Большую сложность для «программ-читалок» представляют формулы и специальные знаки, часто встречающиеся в статьях по физике, химии, математике, лингвистике и др.
Плюсы от работы, сопровождающей запись аудистатейПри подготовке аудиостатьи авторы часто находят несоответствия, многословие и сложно составленные фразы, которые пропустили другие редакторы, а также орфографические ошибки.
При подготовке голосовой версии статьи по узкоспециализированной теме автор старается привести её к традиционной, принятой в международном сообществе исторической терминологии, добавляя в статью пояснения о национально сложившихся традициях.
Редактор аудиостатьи в ходе работы приобретает практические навыки, улучшающие его профессиональный уровень как редактора энциклопедии и как профессионального диктора.
Проблемы. Сложно обновлять аудиостатьи.
Решение этой проблемы видится в том чтобы каждую записываемую статью разбивать на список постоянных разделов, при смене названия раздела или значительном количестве будущих правок он должен быть перезаписан. В таком случае начитка статьи может просходить по разделам и потребует меньше усилий. Однако это может привести к смене голоса диктора в процессе озвучивания одной и той же статьи. можно также переозвучивать статьи через определенные промежутки времени.
Запись статьи и ее редактирование часто совпадают во времени, и текст статьи может существенно поменяться в процессе записи.
Однако если разбивать на список постоянных разделов, перечитывать придется лишь значительно изменившиеся разделы.
Можно поставить на момент озвучки шаблон {{редактирую}}, дабы статью не редактировали во время озвучки
Возможно неправильное произношение участниками-дикторами, для которых русский не родной.
Решение видится в расширении существующего понятия патрулирования к аудиостатьям- каждый новый начитанный раздел должен быть (авто)пропатрулирован.
В статьях могут присутствовать неизвестные участникам сокращения, фразы на языках, фонетику которых дикторы недостаточно знают, а также — имена и названия, для которых неизвестно ударение.
Если статью разбивать на список постоянных разделов, то каждая аудиостатья или ее раздел должна быть пропатрулированна участником професионально разбирающемся в предмете статьи.
Технические проблемы. Создание аудиостатей должно быть просто технически реализовываемым и массово доступным добросовестным пользователям.
1 (обратно к тексту) — История:
1931 — Конгресс США утверждает программу «Книги для слепых» — для поддержки слабовидящих.
1932 — американский Фонд слепых выпускает первые «говорящие книги», распространяет их бесплатно.
1952 — в США выходит первая коммерческая аудиокнига «Детское Рождество в Уэльсе», прочитанная автором Диланом Томасом. Запись продаётся на аудиокассете.
1961 — под эгидой Всесоюзного общества слепых начинается работа по созданию аудиокниг в СССР. В настоящий момент Общество располагает 9000 аудиокниг, доступных только его членам.
1975 — в автомобилях появляются магнитолы.
1979 — компания «Recorded Books» впервые привлекает к записи аудиокниг профессиональных актёров.
Середина 1980-х годов — западные издатели начинают покупать права не только на печатную публикацию, но и на аудиоверсию книги. Это становится повсеместной практикой: сегодня при многих крупных издательствах существует отдел аудиозаписи.
1987 — образована профессиональная Ассоциация аудиоиздателей (Audio Publishers Association).
2002 — аудиокниги всё чаще выходят одновременно с печатной версией.
2006 — оборот мирового рынка аудиокниг составляет 800—850 млн $ (по данным агентства «Piper Jaffray»).
Июль 2006 — оборот российского рынка аудиокниг оценивается в 7-8 млн $ (по данным издательства «Ардис»).
Кликнешь на ссылку — поможешь проекту. А чего? Чай палец не отвалится-жешь, а глядишь — статьи будут чаще выходить. Спасибо!